Юридическая консультация
19.02.2017А в 30-е годы соединение обоих принципов в единой установке происходило уже без доминирования какого-то одного из них, то есть равноправно. Так, в упомянутом выше «Макбете» Ф. Комиссаржсвского равнозначны были и единая установка (круглая металлическая лестница), и металлические щиты, формировавшие трагедийную среду вокруг персонажей. И в американской постановке «Гамлета» 1932 года Н. Бел-Геддес сочинил единую установку из разновысоких площадок и ступеней, а на ней абстрактную архитектурную композицию из геометрических объемов, кубов и параллелепипедов, которые обступали героя спектакля, оставляя лишь в центре узкий коридор, как путь в бездну небытия. Возникли проблемы? Поможет юридическая консультация.
Но наиболее характерное, последовательное и разнообразное выражение эта тенденция к соединению крэговского и аппиевского принципов решения обобщенных мест действия обрела в шекспировских работах Ф. Трестера. Этот чехословацкий мастер принадлежал к следующему поколению сценографов, начавших свою активную деятельность на сцене в 30-е годы. Для него открытия Крэга и Аппиа не носили сколь либо исключительного характера, а стояли в ряду с открытиями других художественных направлений: от экспрессионизма и конструктивистского функционализма до сюрреалистического метафоризма. Свободно используя все эти открытия, Трестер создавал для каждого спектакля совершенно оригинальные решения сценического пространства, которые определял словами режиссера Й. Фрейки: «гиперболический реализм». В содружестве именно с Фрейкой художник осуществил в 1936 году свою наиболее известную шекспировскую работу «Юлий Цезарь». Образ обобщенного места действия являла здесь прежде всего динамичная пластика планшета сцены: разнонаклонные площадки, по-разному приподнятые, скошенные, сдвинутые по отношению друг к другу и клином врезавшиеся в зрительный зал. Будто какой-то глобальный катаклизм привел в движение эти пласты земли, разломал на части ее поверхность, разрушил зиждущуюся на ней великую цивилизацию. От нее остались лишь обломки колонн, разрозненные фрагменты форума, мраморные плиты, кренящиеся постаменты, держащие на себе символы власти гигантскую голову императора или конную статую, от которой в поле зрения зрителей оказались одни лишь тяжелые копыта, а весь ее корпус уходил высоко за пределы сценического портала.
Фотографии тренировок