Реабилитация наркозависимых
26.03.2017И хотя такие графические изображения сами по себе были вполне реалистичны, их нарочитый схематизм и знаковость могли восприниматься как видение мест действия, опять же, глазами Человека. Тем более, что и окружавшие его персонажи (музыканты, гости на балу, пьяницы, старухи-парки в кабаке) представали в виде также графических силуэтов, очерченных по контуру формирующих их фигуры костюмов, черные поверхности которых словно растворялись в общей черноте пространства и дематериализовались. Прошли курс лечения? Вам понадобится реабилитация наркозависимых.
Черная бесконечность вечности, из мрака которой возникали и персонажи, и видения мест действия той или иной картины, была еще одним (наряду с декорациями «Привидениями» Э. Мунка) предвосхищением экспрессионистской концепции сценического пространства (в данном случае той концепции, в связи с рассмотрением различных типов обобщенного места действия). Оформлявший «Жизнь Человека» В. Егоров продвигался в сторону экспрессионизма от графического модерна, в духе которого был выдержан контурный рисунок большинства декорационных картин этого спектакля. И лишь последняя картина Трактир, похожий на преисподнюю, где, уронив на стол голову, постаревший, одинокий Человек умирал среди жутковатой вакханалии пьяного шабаша, у Егорова, и особенно у Станиславского обретала черты уже в полном смысле экспрессионистской выразительности. В то же время, она оставалась пусть и лаконичным, условным, схематичным, но изображением совершенно конкретного места действия, что являлось основой декорационного искусства Художественного театра. Егоров, как и Ульянов в «Драме жизни», эту грань не переступал. Тем более не переступал ее М. Добужинский, когда после типично мирискуснических декораций к постановкам тургеневских комедий создал чисто настроенческие, наполненные острым психологическим звучанием декорации к спектаклю Вл. Немировича-Данченко «Николай Ставрогин» по роману «Бесы» Ф. Достоевского (1913).
Фотографии тренировок