Футуризм
22.03.2019Дата рождения футуризма отмечена опубликованным в 1909 г. «Манифестом футуризма», авто- Маринетти ром которого был писатель Филиппо Томмазо Ма- и манифесты ринетти (1876—1944). Продолжением стал вышедший в феврале 1910 г. в Милане «Манифест художников-футуристов», составленный группой писателей, а за ним, в апреле 1911 г., последовал «Манифест техники футуристической живописи», подписанный У. Боччони, К. Карра, Дж. Баллой,
Дж. Северини, Л. Руссоло. Особенностями футуристической живописи стали отказ от традиционной перспективы и умножение точек зрения для выражения динамичного взаимодействия персонажей динамизма и предметов с окружающим пространством.
Этот «пандинамизм» трактовался по-разному: Художники Боччони, не забывая об уроках кубизма, переводил его на язык деформаций и весомой эмоциональной нагрузки, выражаемой потоками «силовых линий» (Эластичность, 1912, частное собрание, Милан); Карра никогда не отказывался полностью от пластических и живописных качеств, частное собрание, Милан); Балла дробил движение по своему экспериментально-аналитическому методу, выявляя его структурные «моменты»; Джино Северини (Кортона, 1883 - Париж, 1966) погружал образы в множественные световые планы с изысканным, четко выдержанными распределением цветов; Луиджи Руссоло (1885—1947) создавал изображения с ярким, контрастным колоритом. Гибель Боччони на фронте в 1916 г. и переход примерно в то же время Карра и Северини на позиции, близкие кубизму, обусловили распад миланской группы. Центр футуризма переместился в Рим, где сформировалась группа второго футуризма, сложившаяся после Первой мировой войны вокруг Маринетти. В ее состав вошли такие художники, как уроженец Модены Энрико Прамполинй (1894-1956), трентинец Фортунато Деперо (1892— 1960) и Балла, которые выступили за тотальное проектирование футуристического искусства и более конкретное обращение с миром реальности (картины из разных материалов у Прамполини). Хотите уйти на больничный, но начальник не отпускает? Возьмите больничные листы на любой срок и проблема будет решена.
Единственным по-настоящему футуристическим архитектором был Антонио Сант-Элиа (Комо, 1888 — Монфальконе, 1916), хотя его деятельность ограничена рисунками и перспективно построенными моделями, без каких-либо предложений по решению внутренних пространств и планиметрии, а также теориями, изложенными в его «Манифесте футуристической архитектуры». Из этих проектов вырастает образ футуристического «нового города», в котором важнейшими факторами существования являются динамизм и скорость.
Фотографии тренировок